Блог Андрія Огороднікова Хто з мечем до нас прийде, від меча й загине.

Гвозди истории

11.10.2012, 21:21

Написав на велоблоге довольно едкую заметку об освеженном и освежеванном «деле Армстронга», я вспомнил еще одну гораздо более личную историю, которую можно привести как своеобразный  взгляд на заметных персонажей разных эпох.

граф де бюсси, луи де клермон

Много лет назад одна восхитительная, красивая и умная девочка не на шутку увлеклась -романтикой- конца XVI века, не в последнюю очередь благодаря отменному рос. сериалу (сейчас такое им вжисть не снять) «Графиня де Монсоро», поставленному по одному из лучших романов Александра Дюма-отца.

Это лет 15 назад было, время-время. Прониклась она историей влюбленной пары Дианы и Бюсси (снова же — не в последнюю очередь благодаря харизме актера Домогарова). Посмотрев сериал, прочла все три объемных тома Королева Марго, Графиня де Монсоро, 45. И зафанатела, простите это арго. Тогда не было никаких википедий и прочих сетевых источников, поэтому она в научной библиотеке специально подбирала литературу по Бюсси — блестящему кавалеру своего времени, поэту, трагически погибшему во цвете лет от рук убийц-наемников Франсуа Анжуйского, как преподносит Дюма.

Но мы знаем (и любим) Александра Дюма. Он «из любого выдающегося деятеля мог сделать г., а из любого г. — выдающегося деятеля».

Изучив вопрос, эта замечательная и впечатлительная девочка очень долго рыдала в непосредственной близости от моего плеча.

Что выяснилось? Луи де Клермон, сеньор д’Амбуаз, граф де Бюсси оказался под стать своей эпохе, увенчанной постыдной короной из Варфоломеевской ночи.

1) Он был вполне обычным ловеласом и соблазнителем, и ни о какой «чистой романтишной любви» не помышлял и не стремился. Ну да ладно, это еще цветочки, ничего особенного.

2) Как фаворит герцога Франсуа Анжуйского, он, что называется сейчас — ездил с мигалками, угнетая и разоряя население доверенной ему в управление провинции Франции (Анжу).

3) Был совершенно дрянным руководителем и полководцем, в его войсках царили анархия, разложение и грабежи, а военные успехи были в минусе. Экспансия в Голландию провалилась.

4) Бретер, забияка, рубака, подлец, никаких понятий о романтишной дворянской французской чести. Был и страх, и упрек.

5) И наконец, пользуясь Варфоломеевской ночью (которая все спишет), он убил полдюжины своих ближайших родственников и унаследовал их имения и состояния. Оправдывая тем, что они были протестантами-гугенотами. А В-кая ночь — постыдное пятно французской истории: под предводительством французской знати было уничтожено более 40 тысяч таких же французов, отличающихся только тем, что, вместо латыни, они исполняли свои религиозные песнопения на французском.

6) Случай с графиней Монсоро имел место в практике Бюсси. Только, вот, он скорее напоминал подходом Анжуйского, выведенного в романе этаким подлецом (что соответствовало истине более или менее), чем прекрасный образ самого себя, который в последующем романе «45» стал такой любовно-нравственной опорой для героини, задумавшей мщение. На деле был взбешенный муж, который, совершенно в духе любой эпохи нашей цивилизации, нанял группку киллеров, которые попытались прикончить Бюсси. Известно, что последний удар нанес сам граф Монсоро.

Благородные рыцари водятся только в романах, как и спортсмены с крылышками витают только в мечтах болельщиков. Хорошенько выплакавшись, эта очень разумная девочка сказала такую фразу: «А все-таки мне все равно, каким был Бюсси на самом деле, я буду любить его таким, каким люблю».

Вместо того, чтобы пестовать образ величайшего велосипедиста последнего десятилетия, воспитывать молодежь блестящим примером, тщательно оберегая историческую фигуру от посягательств грязных склочников и крыс, USADA (или кто там стоит за ним) предпочло смешать с грязью целую эру велоспорта, лишив многих миллионов людей веры в спорт, веры в спортсмена, веры в великих чемпионов. Я не думаю, что истина принесла пользу. Как ни парадоксально.

Допинг — это не то преступление, которое надо раскрыть и публично наказать виновных, особенно по прошествии 10 лет, особенно выборочно и с цинизмом. Так рьяно не искали после войны гестаповцев, как сейчас ополчились на Армстронга и его команду…

Что мы получили в итоге? Пчелиный улей, развороченный у основания, у самых медовых мест. Понадобятся годы, чтобы велосипедный спорт оправился и возродился из этой груды ломанного воска. Чтобы в улье снова кипела жизнь и соты наполнялись новым медом, без привкуса синтетики и распугавшего пчел черного дыма.