Блог Андрія Огороднікова Хто з мечем до нас прийде, від меча й загине.

Вести с дохё. Аки басё 2012

16.04.2017, 06:39

aki basho, sumo

Вчера завершился один из самых захватывающих турниров сумо за последние годы.

На традиционном Осеннем турнире решался вопрос — быть или не быть 70-му йокодзуне в истории сумо, быть или снова погодить.

На фоне борьбы монгольского озеки Харумафудзи Кохэя {Солнечный конь} (в миру Даваанямын Бямбадорж) за высший иерархический титул национального японского единоборства, произошли и другие события, где-то даже и драматичные, и грустные.

Попробую тезисно о них написать:

1) После многих лет мужественной борьбы с травмами, прежде всего шейных позвонков, завершил карьеру первый европейский сэкитори (боец высших дивизионов в сумо — дзюрё и макуути) Коккай (Черное море — обозначает его борцовская сикона — псевдоним).

kokkai, sumo, japan, georgia

Мераб Леван Цагурия дебютировал в сумо в 2001 году, в 2003 становится сэкитори, пройдя путь от самых низов до элиты всего за 11 турниров басе. В сентябре 2006 грузинский богатырь был удостоен 4-го иерархического звания в сумо — комусуби. На счету Коккая две золотые звезды-кинбоси за победы над йокодзуна и две поощрительные премии кантосё (за проявленный бойцовский характер). Из 904 проведенных поединков, победы были одержаны в 446.

Не стану скрывать, что за Коккая я всегда болел и особенно переживал за него, когда обострились его травмы, и свой уровень и мощный атакующий стиль он показывать, увы, больше не мог. Один из ведущих бойцов, один из самых одаренных сэкитори был вынужден спускаться все ниже и ниже по иерархической лестнице сумо. И, как ни жаль, решение о завершении карьеры было абсолютно верным.

Увы, поскольку Мераб Леван не является японцем, остаться в сумо тренером-ояката ему не светит. Придется возвращаться на родину, в Грузию. Очень надеюсь, что Коккай найдет себя на другом поприще. Желаю ему от всей души успехов и удач. А также, в спокойной обстановке, в кругу семьи и друзей поправить здоровье.

2) Турнир ознаменовался сходом 3 озеки из 6 действующих на начало турнира. Балт, Котосёгику и Котоосю снялись с турнира по травмам. Это не футбол, где футболлеры падают и корчатся от дуновения попутного ветерка. Сумотори выполняют свою работу и с выбитыми суставами, и с переломами порой (что роднит их по силе духа с велосипедистами). Замотанные и перемотанные они все равно идут в бой. Значит, дело было совсем дрянь, если три озеки вынуждены были сняться. У всех хронические травмы, которые залечить в рамках карьеры нет возможности. А каждый поединок может усугубить их или принести новые…

Жестокая борьба, беспощадная к борцам. Традиции сумо даже не требуют присутствия доктора возле дохе. Или санитарной команды. Рикиси с переломом должен сам покидать место схватки. При этом, не позволяя себе демонстрировать эмоции. А полеты с высокого дохе, оканчивающиеся ударами любой части тела (вплоть до не защищенной ничем, кроме пучка волос магэ, головы) далеко не редкость.

Положение второго звания в сумо оговорено четко. Озеки на турнире должен показывать преобладание побед — минимальный катикоси 8-7. Сейчас мы не говорим, что это в среде жестких болел и старых пердунов из ассоциации морально считается недостаточным. Правила гласят. Катикоси, любой. Если озеки, до того, как достиг 8 побед, снимается с турнира или показывает макэкоси (преобладание поражений, даже 7-8), он будет на следующем турнире вынужден защищать свое звание, выходить из кадобана. Если не выйдет — не покажет катикоси — озеки понизят в звании до сэкивакэ, что равноценно большому позору. Древние самураи-сумотори бы сделали харакири.

Таким образом, редчайший случай: сразу трем озеки предстоит биться за свое благополучие. Есть шансы, что, кто-то из них этого сделать не сможет.

3) В очередной раз проступают вопиющие для японского национального самосознания и внешних фанатиков-отаку выводы. Японские рикиси не составляют значимой конкуренции иностранцам, читай — монголам.

Нет, среди японцев много талантливых и молодых. Подающих и даже подавших (озеки Кисеносато и Котосёгику). Но гениальных, таких, как величайшие йокодзуны минувших десятилетий Тайхо (который, к слову, был (и есть) наполовину украинцем) и Тиёнофудзи (ныне ояката Коконоэ), даже таких как великие озеки недавнего прошлого Кайо, Тиётайкай и Точиадзума — НЕТ.

И пока не видно.

Со временем, когда нынешнее поколение великих монголов выйдет на пенсион (5-10 лет), конечно, ассоциация сумо выберет нового йокодзуну, возможно среди японцев, которые будут показывать средний уровень — на фоне низкого всех остальных. Это нормально. В сумо были эпохи, которые можно назвать застойными. …

Чтобы было понятно чувство болельщика, перейду на велоспортивные метафоры: есть Армстронг и Контадор и есть Виггинс и Эванс. Первые создавали феерические гейзеры, вторые лишь разгоняли ряску. Все — победители Тур де Франс, но между первыми и вторыми зияет пропасть до самого ядра земного шара. И дело даже не в допинге…

harumafuji, yokozuna, 70

Поэтому, когда титул йокодзуны берется за два турнира с тотальным преобладанием побед — дзэнсё — это 30-0, дорогие друзья, когда цунатори-претендент на каждую схватку выходит как на последний бой, когда он громит самого грозного соперника и не допускает ни тени сомнения в своем превосходстве, тогда просто снимаются треуголки всеми присутствующими, кое-кто треуголку при этом съедает, но со слезами восхищения.

Озеки Харумафудзи, блестяще пройдя всех сильнейших борцов и в жестком финальном поединке турнира превзойдя непобедимого и великого Хакухо, озлобленного и жаждущего очередного кубка и не дающего спуску просто так, становится 70-м йокодзуной по полному праву, завоевывая еще и — второй раз подряд — Императорский кубок.

Титул этот не только дает солиднейшую прибавку к жалованию и прочие блага, недоступные простым смертным. Этот титул пожизненный. Его не надо защищать. Йокодзуна может спокойно сниматься с турниров, лечить травмы (как славный Таканохана, под конец карьеры постоянно пребывающий вне дохе). Безоглядно и раскрепощенно биться со всеми, не боясь кадобанов и понижений. Вольница и подкрепление духа, позволяющая свершать еще более великие дела.

Ура юбилейному йокодзуне!

[основные записки о сумо тут]